Волшебные вибрации. Целебная сила обертонов.

Обертоны — это призвуки, входящие в спектр любого звука. Та его составляющая, которая имеет самую низкую частоту, называется основным тоном. Все обертоны звучат выше основного тона. Их частоты располагаются в естественном гармоническом порядке. В начале был Звук. Звук положил начало всей нашей Вселенной, вконечном счете развившейся в сложнейшую структуру. Весь наш мир полон звуков. Звуки — это «кирпичики», из которых строится бытие. В этой книге в общих чертах рассказывается о том, что такое обертоны и какое воздействие они оказывают на человека. Разумеется, мы сможем затронуть эту тему лишь вкратце. Каждый из нас способен различать «хорошие» и «плохие» звуки. Отчасти звуки в окружающей среде оцениваются субъективно, но влияние большинства из них можно зафиксировать и измерить спомощью приборов. Мы можем объективно охарактеризовать их воздействие на наше настроение, тонус, пульс, мозговые волны и пищеварение. Из этого следует, в частности, что влияние звуков на организм по большей части не поддается нашему контролю: если оно нежелательно, единственный способ противостоять ему — отгородиться от самого источника звуков, а это далеко не всегда возможно. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие. Они вызывают упадок сил и депрессию или воспринимаются как угрожающие (например, гром или грохот землетрясения).

Напротив, более высокие влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, как физической, так и психической. Именно здесь и вступают в игру гармонические обертоны. Обертоны — это тонкие, едва уловимые призвуки высокой частоты, сопутствующие всем окружающим нас звукам. Только гармонические обертоны способны вселять в нас бодрость и заряжать нас энергией. Гармонические обертоны в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах, производящих широкий диапазон обертонов. А можно воспользоваться и самым простым и близким нам инструментом — нашим собственным голосом!

Оттенки звука

В этой главе мы изложим основы теории, описывающей свойства обертонов. Теория помогает удовлетворить естественное исследовательское любопытство, отвечая на вопрос, что стоит за этим удивительным явлением. Однако практика в этом отношении незаменима: чтобы разобраться в том, что такое обертоны, надо их слушать или петь. Лучший путь к пониманию свойств обертонов лежит через непосредственный личный опыт. Так что, читая книги по данной теме, не забывайте: это всего лишь подготовка к настоящему обучению.

Обертоны следует изучать на опыте. Опыт — лучший учитель. Мир обертонов — это своего рода иная реальность, в которую нужно погрузиться с головой, чтобы постичь ее истинное значение. Ответы зависят от того, как мы формулируем вопросы. Например, если вы спросите, почему слезы соленые, вам в ответ могут рассказать о химическом составе слез и о том, как работают наши вкусовые рецепторы. Но если вы спросите, из-за чего слезы соленые, вам могут поведать о функции слез как одного из защитных механизмов тела.

Погружаясь вмир обертонов, следует иметь это в виду. Что именно нас интересует — форма или функция?

Несколько научных терминов

Что нужно для того, чтобы извлечь звук? Эластичный материал (например, гитарные струны), источник энергии, необходимой для того, чтобы привести этот материал в колебательное движение (пальцы гитариста), и среда, вкоторой полученный звук сможет распространяться. Такой средой является окружающий нас воздух, а также ткани тела и воздух, содержащийся в его полостях. В нашем примере средой, усиливающей вибрации, служит также деревянный корпус гитары. Скорость звука в воздухе составляет от 300 до 336 метров в секунду (взависимости от температуры и влажности).

Наше восприятие звука, или тона, определяется рядом его свойств. Одно из этих свойств — частота вибрации, то есть количество полных циклов колебательного движения, совершаемых источником звука за одну секунду. Единица измерения частоты — Герц (Гц), количество колебаний в секунду. Второе свойство — высота тона. Играя на струнных инструментах, исполнитель прижимает струны к грифу пальцем в различных местах, чтобы получить звук той или иной высоты. Система тонов составляет музыкальный звукоряд (c d e f g a h c, или до ре ми фа соль ля си до).

Амплитуда — это мощность энергии, необходимой для получения данного звука. Амплитуда измеряется в децибелах и может иметь значения от 0 до 120. Ее также называют громкостью. Однако громкость воспринимается крайне субъективно: для извлечения некоторых тонов требуется больше энергии, чем для других, при одинаковой громкости, и одни люди способны слышать очень высокие или очень низкие звуки, а другие нет (что, кстати говоря, не всегда свидетельствует о расстройствах слуха).

Самый низкий тон, доступный человеческому уху (подразумевается средний человек с хорошим слухом), — 20 Гц (колебаний в секунду) при длине волны 16,78 метра. Самый высокий слышимый тон — около 20000Гц при длине волны 17 сантиметров. К сожалению, в наши дни многие молодые люди портят себе слух громкой музыкой. Звукотерапевтические тесты показывают, что более 70% молодых людей в возрасте от 20 лет не способны воспринимать частоты выше 17000 Гц. Это очень прискорбно, поскольку именно высокие частоты не только определяют богатство и насыщенность звука — отличительную особенность человеческого голоса (тем же нарушением слуха, между прочим, объясняется и то, что многие молодые люди сейчас говорят «плоскими», невыразительными голосами), но и содержит особый тип жизненной энергии, необходимый всем нам для хорошего самочувствия. Очищенные звуки высокой частоты используются в звукотерапии. Они насыщают тело и душу энергией и способствуют лечению различных заболеваний.

Резонанс — хорошо всем нам знакомое явление. Его мощь можно ощутить, стукнув по крышке рояля камертоном, как это наверняка делал ваш учитель музыки в школе, или оказавшись на мосту в то время, как по нему в ногу шагает большая группа людей. Восприятие музыки и отдельных звуков во многом определяется резонансом. От него же зависит качество концертных залов: планировка здания должна обеспечивать хороший резонанс. Чтобы возник резонанс, необходимы источник колебаний, будь то музыкальный инструмент или молния в небе, и резонирующий материал, — например, корпус скрипки или даже стены и оконные стекла дома, отзывающиеся на мощные вибрации грома или пролетающего самолета.

Резонанс более высокого уровня — это взаимодействие всех музыкантов оркестра. Чтобы мы услышали гармонию, музыканты должны «настроиться» друг на друга и повиноваться указаниям дирижера. А дальше все зависит от удачи. Об этом явлении хорошо рассказывается в книге Джона Даймонда «Жизненная энергия в музыке» (John Diamond. The Life Energy in Music, I, II, III. Archeus Press, 1981).

Оцените статью
DETIUA.COM